ФЭНДОМ

«Третья смена» – общее наименование более или менее организованного криминального движения во Владивостоке, зарождение которого относится к 1970-м. По поводу происхождения названия ходят разные версии, но все они так или иначе отсылают к ночной жизни. Поначалу «третьесменщики» в основном грабили контрабандистов, фарцовщиков и валютчиков (то есть тех, кто не побежит в милицию жаловаться), с течением времени сами начали обзаводиться нелегальным, а впоследствии и легальным бизнесом. С «третьей сменой» связаны такие известные имена, как Кабан (Ивлев), Коваль (Ковалёв), Самосвал (Есин), Отто Скорцени (Клигер), Баул (Бауло) и многие другие.

«Третья смена» - прямая предтеча организованной преступности 90-х, ещё в советское время ставшая накапливать первоначальный капитал, отказываться от «старых воровских традиций», срастаться с органами власти и милицией, учиться отмывать криминальные деньги и «крышевать». Многие из переживших 90-е представителей «третьей смены» более или менее благополучно легализовались, став респектабельными бизнесменами и общественными деятелями.

В 2007 году выходец из Владивостока бизнесмен Вадим Дымов (род. в 1971) открыл в Москве издательство «Третья смена». Едва ли широкие круги невладивостокцев понимали, какой пласт жизни упакован в этом названии.