ФЭНДОМ

Март, Венедикт (1896-1937, настоящая фамилия Матвеев) – поэт, сын Николая Матвеева (см. Матвеев, Николай). Родился во Владивостоке, причём крёстным отцом Венедикта был ссыльный народоволец Иван Ювачёв, после освобождения с сахалинской каторги живший некоторое время во Владивостоке, – будущий отец поэта Даниила Хармса (интересно, что сам Хармс много позже, предположительно в 1937-м, напишет в своём пророческом – см. Эгершельд - тексте «Грязная личность»: «…Сенька стукнул Федьку по морде и спрятался под комод. Федька достал кочергой Сеньку из-под комода и оторвал ему правое ухо. Сенька вывернулся из рук Федьки и с оторванным ухом в руках побежал к соседям. Но Федька догнал Сеньку и двинул его сахарницей по голове. Сенька упал и, кажется, умер. Тогда Федька уложил вещи в чемодан и уехал во Владивосток. Во Владивостоке Федька стал портным (…). Кончилось тем, что к Федьке подошёл Николай, стукнул его по морде и спрятался под шкап. Федька достал Николая из-под шкапа кочергой и разорвал ему рот. Николай с разорванным ртом побежал к соседям, но Федька догнал его и ударил его пивной кружкой. Николай упал и умер. А Федька собрал свои вещи и уехал из Владивостока»).

Венедикт Март жил во Владивостоке, с 1918 или 1919 года - в Японии и Китае. В 1923 году перебрался в СССР, жил в Петрограде-Ленинграде, дружил с упомянутым Хармсом и Есениным, в 1928-м был арестован и сослан в Саратов, с 1934-го жил в Киеве. Любил скандалить и творчески выпивать (из воспоминаний сына Марта – поэта Ивана Елагина: «…Отец и его друг поэт Лев Аренс устроили на даче в Томилино выпивку на сосне. Довольно высоко они привязались ремнями, а перед собой, ремнями же, укрепили ящик с водкой»), по молодости употреблял наркотики («Чуть было вовсе не искурился», - написал он о себе). Писал стихи, переводил японских и китайских поэтов. Расстрелян по обвинению в шпионаже в пользу Японии.

Сын Марта, поэт Иван Елагин (1918-1987, настоящее имя – Зангвильд или Зангвиль Матвеев), родился также во Владивостоке, вместе с отцом провёл несколько первых лет жизни за границей, затем жил в СССР. Во время Второй мировой войны оказался в зоне немецкой оккупации, перебрался к американцам, оказался в лагере для «перемещённых лиц», жил в Германии, с 1950 года – в США, где работал на радио «Свобода». Умер в Питтсбурге. Ивану Елагину принадлежит стихотворное определение Владивостока как «дивного тупика Руси».

Двоюродная сестра Елагина-Матвеева – известная советская поэтесса, автор-исполнитель песен Новелла Матвеева (род. в 1934). Литературная закваска их деда – Николая Матвеева-Амурского – оказалась, как видим, весьма крепкой.