ФЭНДОМ

Лазо, Сергей (1894–1920) – революционер, уроженец Молдавии. С 1918 – подпольщик во Владивостоке, командир партизанских отрядов, начальник Военно-революционного штаба по подготовке восстания в Приморье. Вошёл в историю фразой, произнесённой им, согласно учебникам, на острове Русском (см. Русский) в школе прапорщиков (успех красного восстания, указывают те же учебники, зависел от позиции школы): «Вот за эту русскую землю, на которой я сейчас стою, мы умрём, но не отдадим её никому!».

В результате школа прапорщиков объявила о своем нейтралитете, 31 января 1920 года власть колчаковского наместника Розанова была свергнута. Однако уже в апреле 1920 года Сергей Лазо вместе с товарищами Луцким и Сибирцевым был схвачен японскими интервентами (это событие происходило на улице Полтавской, ныне носящей название Лазо; более того, в том самом доме №3, где, согласно Юлиану Семёнову, двумя годами позже квартировал разведчик Владимиров-Исаев – будущий Штирлиц, причём дом сохранился до наших дней) и, по легенде, сожжён в паровозной топке, что породило иронический перепев известной песни военных лет на стихи поэта Суркова (Алексея): «Бьётся в тесной печурке Лазо…».

Волна перестроечных разоблачений не миновала памяти Лазо. Нам поведали, что в ту паровозную топку, оказывается, можно было якобы запихнуть разве что кошку, но никак не человека, а значит, Лазо если и был расстрелян, то не сожжён (если только по частям). Впрочем, истинные поклонники Лазо знают, что это не столько восстановление исторической правды, сколько попытка десакрализации памяти о народном герое. С другой стороны, именно история гибели Лазо породила уже в наше время известное выражение на циничном «олбанском» интернет-языке – «фтопку».

Посмертное приключение Лазо состоит в том, что памятник Сергею во Владивостоке стоит возле краевого драмтеатра имени Горького (см. Горьковка) на постаменте, ранее принадлежавшем адмиралу Василию Завойко – исследователю Дальнего Востока XIX века, герою обороны Петропавловска от англичан и французов (Крымская война, если кто не знает, вовсю шла на Камчатке) и одному из «крёстных отцов» Владивостока. Адмиралу после смерти фатально не везло: посёлок на Камчатке, названный его именем, в 1924 году переименовали в город Елизово, корабль «Адмирал Завойко», ныне стоящий на вечном приколе в качестве музейного экспоната во Владивостоке в бухте Золотой Рог (см. Золотой Рог), переименовали в «Красный вымпел» (в просторечии – «красненького выпил»), а постамент от памятника, как уже сказано, отдали Сергею Лазо (поговаривают, даже с нижней частью ног впридачу) в соответствии с известным советским принципом «молодым везде у нас дорога».

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики