ФЭНДОМ

«Версаль» - гостиница с рестораном в пешеходной части улицы Светланской (см. Американская), выстроенная в 1909 году. Здесь останавливался знаменитый путешественник Фритьоф Нансен (см. Нансен, Фритьоф), живал со своей возлюбленной Анной Тимирёвой адмирал Александр Колчак. В 1918 году в гостинице были убиты двое японцев, что, как считается, стало формальным поводом для высадки японских войск во Владивостоке и начала интервенции (хотя советская власть во Владивостоке была провозглашена в 1917 году, в течение следующих нескольких лет в городе постоянно менялись правительства, высаживались японские, английские, французские, американские интервенты; гражданская война на Дальнем Востоке закончилась только 25 октября 1922 года изгнанием белогвардейцев и интервентов из Владивостока силами Красной армии, о чём говорится в известной песне: «Чтобы с боем взять Приморье – Белой армии оплот… …И на Тихом океане свой закончили поход»).

В 1922 году в ресторане «Версаль», согласно роману Юлиана Семёнова «Пароль не нужен», красный разведчик Штирлиц - тогда ещё не совсем Штирлиц - познакомился со своей будущей женой Сашенькой, устроив для эффекта представление с мордобоем. В 1967 году на экраны страны вышел одноимённый фильм о Штирлице, поставленный Борисом Григорьевым по этой книге (в главной роли – Родион Нахапетов). Характерно, что для съёмок этой первой картины о знаменитом разведчике киногруппа честно приехала во Владивосток, тогда как четырьмя десятилетиями позже при производстве сериала «Исаев» (режиссёр Сергей Урсуляк, в главной роли Даниил Страхов, премьера состоялась в 2009 году) владивостокские эпизоды попросту отсняли в Севастополе.

В «Версале» в 1920-х-1930-х несколько раз останавливался вождь вьетнамского народа Хо Ши Мин. Интересно, что ещё до своего первого приезда в СССР будущий «дедушка Хо» успел отметиться и в настоящем Версале - без кавычек. Работавший тогда во Франции дворником-гастарбайтером, он умудрился в 1919 году в ходе подписания Версальского договора, поставившего точку в Первой мировой войне, предъявить руководителям держав-победительниц «Тетрадь требований вьетнамского народа», заключавшихся в предоставлении свободы народам Индокитая; похоже, ко всему связанному с Версалем Хо остался неравнодушным и впоследствии. Ещё одно загадочное пересечение вьетнамского лидера с Владивостоком: малоизвестный очерк поэта Осипа Мандельштама «Нюэн-Ай-Как» был основан на беседе поэта с Хо Ши Мином, носившим тогда другое имя; в 1938 году Мандельштам, как мы знаем, окончил свои дни именно во Владивостоке (см. Вторяк). Вьетнамцы попадаются на китайских рынках Владивостока и сегодня, но идейных последователей дедушки Хо среди них на первый взгляд не просматривается. Кстати, во Владивостоке любили бывать и другие культовые антиглобалисты – вожди Северной Кореи Ким Ир Сен и Ким Чен Ир.

В 1934 году, после спасения экипажа раздавленного арктическими льдами парохода «Челюскин» (спасённых везли на запад через Владивосток; в «Версале» останавливались как члены экипажа, так и спасшие их лётчики – первые Герои Советского Союза Водопьянов, Доронин, Каманин, Леваневский, Ляпидевский, Молоков и Слепнёв), «Версаль» стал «Челюскиным» и оставался им до 1990 года, пока перестройка не восстановила статус-кво.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики